Коучинг: что это такое простыми словами для чайников?

В современном мире мы стали довольно часто слышать слово «коучинг». Многим становится интересно, что такое коучинг простыми словами и какое значение имеет этот термин.

Слово «coach» имеет венгерские корни. Дословный перевод звучит как «повозка». Однако слову приписывался несколько уточненный перевод — «повозка из Кокса».

Именно такое название носит маленький венгерский городок, где выпускались конные экипажи и вагоны. Поэтому слово вызывает ассоциации с наставниками, которые в роли своеобразного извозчика направляют своих воспитанников на истинный путь, при этом активно применяя собственный опыт.

Происхождение слова «коучинг»

Существует еще одна гипотеза о происхождении понятия «коучинг». В далекие времена богатые семьи предпочитали путешествовать в сопровождении проводника, который находился со всеми в карете и указывал путь следования. Конечно, данный вариант наиболее ярко отражает понятие коучинга.

Именно такой модели поведения должен придерживаться опытный тренер. Он управляет, но без лишней агрессии. Основная задача — находиться рядом с воспитанником и направить его на верный путь к поставленной цели, при достижении которой раскроется внутренний потенциал.

В большинстве случаев, коучинг требуется людям, которые не могут найти выхода из сложной ситуации. Иногда они даже не осознают суть возникшей проблемы, а лишь ощущают явное недовольство жизнью и желание радикальных перемен.

С понятием «коучинг» мы разобрались. Также у многих возникает еще один вопрос — что такое «коуч».

Многие скажут, это репетитор или тренер. Конечно, доля истины в этом есть. Коуч — это специалист, который помогает своему клиенту достичь поставленных целей.

Основная суть коучинга заключается в том, чтобы активизировать в человеке те умения, которые развиты у него в большей степени. Благодаря грамотному коучу подобные навыки раскрываются и осмысливаются во время сеанса.

В чем различия между тренингом и коучингом?

Многие люди не видят явной разницы между этими понятиями. Даже сами тренеры и коучи не всегда могут дать конструктивный ответ на этот вопрос. Попробуем разобраться в этих понятиях на примере стандартных ситуаций.

Если спросить у коуча, чем он отличается от тренера, то можно услышать самый распространенный ответ. Он расскажет множество историй, когда опытные коучи помогают клиенту находить ответ на различные жизненные вопросы, в результате чего происходит достижение воспитанником поставленных целей.

Однако мы так и не получили четкого объяснения относительно разницы между понятиями. На практике все несколько проще.

В большинстве случаев тренером называют человека, который проводит групповые занятия. В свою очередь, коуч практикуется на индивидуальных курсах.
Но бывают ситуации, когда тренер переходит на индивидуальный подход, а коуч — на групповой вариант преподавания. Именно это обстоятельство и вызывает путаницу между понятиями.

Иными словами, если специалист практикует индивидуальные занятия, то, вероятнее всего, он и есть коуч.

Коучинг — это занятия, в процессе которых специалист помогает клиенту достичь поставленной цели. На протяжении этого времени клиент пытается найти ответы на вопросы внутри себя, актуализирует собственные навыки и умения. При правильной работе коуча человек достигает своей профессиональной и жизненной цели.

Коучинг и психология

Коучинг в психологии — довольное новое направление. Практика психологического консультирования ориентирована на актуальные психотехнологии, которые помогают достичь поставленных целей.

Но при этом коучинг — это не просто консультирование. Специалист не навязывает клиенту тактику поведения. Коуч создает такие условия, при которых клиент самостоятельно осознает дальнейшие шаги и способы достижения жизненных целей. Обучаемый должен сам прийти к правильному выбору.

Рассмотрим характерные особенности психологического коучинга:

  • Опытный коуч способен обучить клиента достижению целей с помощью оптимальных технологий. При этом процесс не займет много времени.
  • Специалисты этого профиля помогают клиенту приходить к цели, используя при этом минимальные усилия.
  • Коучинг базируется на психологии оптимизма и ориентации на успех.
  • Коуч-психолог пытается донести до человека, что он не просто пустой сосуд. Каждый человек — это целый мир со своим потенциалом. Но иногда этот мир закрывается от реальной жизни. Коуч помогает этому внутреннему миру открыться и осознать весь скрытый потенциал. Эта способность уже заложена в нас, просто надо человеку об этом ненавязчиво напомнить.

В процессе занятий создается атмосфера совместного творчества. Обе стороны должны активно участвовать в обучении, только таким способом можно достичь результата.

Коуч должен активно следить за увлечениями обучаемого и задавать вопросы, которые помогут клиенту самостоятельно открыть свой потенциал. В свою очередь, клиент должен не бояться творческого поиска и принятия новых решений, которые направлены на достижение поставленных целей.

Коуч помогает клиенту обрести удовлетворение от успехов и достижений. Иными словами, он наполняет человека жизненной энергией.

Коучинг и образование

Основная цель коучинга в образовании — создавать такие условия для учеников, чтобы познавательный процесс проходил с максимальной заинтересованностью.

Специалист должен помочь учащимся раскрыть внутренний потенциал. При этом необходимо постоянное совершенствование навыков и умений, что позволит эффективно усваивать программу и справляться с поставленными задачами.

Многие методы из коучинга нашли широкое применение в педагогике. Благодаря этому современному подходу ученику намного легче осознать смысл обучения.
Грамотные технологии позволяют развивать мотивационный фактор и чувствовать ответственность за конечный результат. Современные педагогические подходы помогают ученикам активно участвовать в образовательном процессе.

Основные принципы коучинга в образовании:

  • индивидуальный подход к каждому ученику;
  • учащийся — это прежде всего личность;
  • ориентация на успех;
  • выявление сильных сторон личности;
  • полное осознание полученных знаний;
  • ответственность за конечный результат.

Каждое из этих условий формирует у ученика собственную мотивацию, которая основана на личных целях.

Если педагог будет активно использовать приемы коучинга, то ребенку будет легче осмыслить собственные возможности и ресурсы, что позволит четко сформулировать цели и превратить проблемы в задачи.

Можно вспомнить традиционный подход к обучению. Сознание сразу рисует строгую учительницу, которая заставляет зубрить все правила и понятия. После этого для получения отличной оценки заученный материал достаточно просто воспроизвести. В противном случае, в дневнике школьника появится двойка.

Согласитесь, мотивационный фактор довольно слабо выражен. При этом вряд ли заучивание сможет развить умственные способности ученика. Современный мир не стоит на месте. Каждый день появляются новые изобретения. Соответственно, ученик должен заранее учиться адаптироваться под различные изменения.

Ребенок должен уметь находить взаимосвязь между явлениями и высказывать собственную точку зрения.

Поэтому зубрежка вряд ли этому поспособствует.

В связи с этим в современную педагогику активно внедряются коуч-технологии. Именно они помогут ученикам выйти за рамки традиционной модели образования. Дети научатся размышлять, а не выдавать отдельно заученные фрагменты текста из учебников.

Современные преподаватели практикуют с учениками создание проектных групп. В ходе такой формы обучения можно проводить исследования различных явлений. Благодаря таким проектам у учеников развиваются коммуникативные и лидерские навыки.

Бизнес-коучинг

Коучинг в бизнесе подразумевает процесс взаимодействия специалиста с участниками деловой сферы. В подобном случае клиентами коуча может стать не только сам предприниматель, но и его сотрудники.

Основной целью занятий становится повышение эффективности ведения бизнеса и достижение озвученных целей. Обычные бизнес-тренинги помогают лишь проанализировать рабочий процесс, получить ряд рекомендаций и советов, что создает определенную мотивацию персонала.

В свою очередь, коуч осуществляет индивидуальную работу с руководителем для достижения конкретного результата.

В условиях крупного бизнеса коучинг нашел широкое применение. В штате крупных организаций состоят собственные бизнес-коучи. Иногда компании пользуются услугами внешнего специалиста.

Фирмы выделяют на данные мероприятия довольно крупные суммы. Руководители, старшие и рядовые сотрудники участвуют в подобном консультировании.

В современных условиях тенденции бизнеса очень быстро изменяются. Практически все виды деятельности работают в условиях жесткой конкуренции.

В подобной ситуации успех ожидает лишь того, кто сможет адаптироваться к нововведениям, усовершенствовать технологические процессы и предлагать выгодные условия на фоне своих конкурентов. Именно эти задачи и помогает решить коучинг.

Как показывает практика, бизнес-коучинг активно практикуется только в крупных компаниях. Средний или малый бизнес прибегает к услугам подобных специалистов довольно редко. Однако в условиях жесткой конкуренции именно коучинг может выступить основным инструментом для развития и продвижения своего дела.

Коуч — это не просто наставник, который занимает доминирующее положение. Данный специалист общается с клиентом на равных правах и помогает определить цели, открыть потенциал и найти возможности для их достижения.

Обучение происходит в индивидуальном порядке. Для каждой компании разрабатывается специальная программа. В ходе занятий коуч не навязывает собственную точку зрения.

Основная задача специалиста — задать клиенту большое количество вопросов, на которые он самостоятельно сможет ответить. Благодаря ответам он сможет актуализировать внутренний потенциал и достичь эффективности в трудовом процессе.

Применение коучинга в дошкольных учреждениях

Современные тенденции требуют активного внедрения в педагогическую деятельность актуальных технологий, которые помогут взаимодействовать воспитателю и родителям в процессе воспитания детей.

Все участники процесса должны занимать равноправные позиции и чувствовать ответственность за конечный результат. При этом ориентация идет на положительный итог.

Коучинг в ДОУ должен обучать, направлять и воодушевлять. Специалист применяет интерактивное общение или использует дискуссионный метод.
При этом родители не получают советов, а стараются сами отвечать на различные вопросы, которые поступают от воспитателя. Такая форма общения помогает открыть потенциал и найти способы решения поставленных задач.

Данный метод можно назвать развивающим консультированием. В момент занятий устанавливаются равноправные отношения, где воспитатель или коуч выступают в роли союзника. При сотрудничестве воспитателя с семьей могут быть обозначены основные направления:

  • Индивидуальные занятия с родителями.
  • Проведения занятий, где родителям озвучивают основные принципы коучинга. Данную практику они смогут применять с ребенком в домашних условиях.

Главной целью коучинга в ДОУ является обеспечение условий, при которых семья принимает активное участие в воспитательной деятельности дошкольного учреждения. Подобная практика вырабатывает у родителей навыки общения с подрастающим поколением.

Взрослые должны правильно помогать ребенку в преодолении трудностей, а далее вместе радоваться достигнутым успехам. Коучинг помогает объединить усилия старшего поколения для всестороннего развития ребенка.

Надеется на положительный результат при работе с коучем можно в том случае, если перед вами грамотный и опытный специалист. Он должен представить коучинг в роли равноправного общения. Коучинг — это искусство задавать правильные вопросы, помогающие раскрыть внутренний потенциал и достичь поставленной цели.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.